Сладкая ложь и горькая правда

16.12.2018 — Публикация «Рерихов – за ворота. Минкульт избавляется от мемориала с прахом художников» в «Новых Известиях» [1] оказалась резонансной и, конечно, очень не понравилась Минкультуры. Поэтому против Международного Центра Рерихов (МЦР) чиновники решили выкатить тяжелую артиллерию в виде центрального телеканала «Россия 24», где 14 ноября 2018 года в поздней новостной программе был показан репортаж, посвященный данной проблеме [2]. Ее ведущий Алексей Казаков, энергичный и уверенный в себе, напоминал чем-то фокусника, который на глазах пораженных зрителей вынимает из рукавов все новые и новые «чудеса», только в их роли выступали нагнетающие обстановку «подробности», неизвестные даже самим хозяевам мемориала. Например, он уверенно заявил, что «в фундамент скульптур вмонтирован прах (Рерихов. – П.)», хотя это и не соответствует действительности. Затем окрестил памятник «могилой в центре Москвы» (спасибо, что хотя бы не «братской могилой», как это уже однажды объявил зрителям другой журналист того же канала Александр Карпов). Наконец обозвал чиновничий произвол в отношении МЦР «новым витком войны с Министерством культуры», хотя грубую и циничную казнь, учиненную ведомством Мединского общественной организации, единственной, кто защищает имя и наследие Рерихов в России, «войной» назвать трудно.

Основная задача самого сюжета заключалась в том, чтобы сначала показать, какой «огромный пузырь» из всей этой якобы невинной истории пытается раздуть общественность, а потом легким движением руки превратить его в ничего не значащий пшик. Иными словами, ловкость рук и никакого мошенничества. Правда, большое количество нестыковок, противоречий и недосказанности в сюжете, напротив, как раз и наводят на мысль об афере чиновников, прикрываемой сладкой журналистской ложью. В самом деле, ведущий назвал причиной вывоза статуй Рерихов «грядущий капитальный ремонт» [2], но Государственный музей Востока (ГМВ) в своем требовании к МЦР этого не указывал. Единственным обоснованием было окончание исполнительного производства по выселению организации из усадьбы Лопухиных [3]. Кроме того, возникает вопрос, что же собираются делать с прекрасно отреставрированной усадьбой чиновники, раз они уверены в том, что «капремонт» может навредить памятникам, стоящим как рядом с ней, так и вдоль боковой аллеи, поодаль? Они, что, собираются долбить стены или снимать крышу с главного здания, а может, планируют совершить подкоп? Ясно, что идея «капитального ремонта», возникла тогда же, когда и планы якобы создать Музей Рерихов на ВДНХ [4]. А цель этого все та же, обосновать закрытие усадьбы, чтобы впоследствии перепрофилировать ее. Иными словами, «сценаристы» Минкультуры вполне определенно поставили цель перед подконтрольным СМИ так «выстрелить» по общественному мнению, чтобы оно моментально «упокоилось». Основная роль в этом «фокусе» отводилась корреспондентке Зинаиде Курбатовой, которая, собственно, и подготовила данный новостной сюжет. С видом знатока она принялась за дело и прежде всего заверила, что мемориал – это не памятники, а скульптуры [2], намекнув таким образом, дескать, чего вы волнуетесь, скульптурой больше, скульптурой меньше. Правда, корреспондентка предусмотрительно опустила тот факт, что памятники эти были установлены после различных согласований и до министра Мединского их статус никто не ставил под сомнение, о чем мы уже писали в статье «Нужны ли России Рерихи?». Но заявление Мкртычева, пока еще директора непонятного филиала ГМВ, разместившегося в усадьбе Лопухиных вместо МЦР, о том, что ему якобы ничего не известно об этих согласованиях, в глазах корреспондентки выглядит куда более весомым, чем сами документы, копии которых, кстати, опубликованы [4].

Затем Зинаида Курбатова привела официальную позицию Минкультуры, озвученную пресс-секретарем этого ведомства Юрием Бондаренко, который повторил ту же успокаивающую «мантру» о реставрации, прибавив, «что речи о том, чтобы их (памятники. – П.) уничтожить не идет» [2]. Но вот только и корреспондентка, и чиновник не стали говорить, что уничтожать памятники можно по-разному. Порой это делает разъяренная толпа, свергая прежних кумиров с пьедестала, и тогда об этом знают все. Но чаще памятники просто увозят куда-нибудь на склад или задворки якобы по причине ремонта, реставрации или вдруг ставшего неудобным местоположения. Так было, например, со знаменитым монументом советским воинам на таллиннской площади Тынисмяги, больше известным как бронзовый солдат. Для властей Эстонии этот памятник вдруг стал неуместным и незаконным, и, несмотря на многочисленные протесты, его перевезли на мемориальное кладбище для русской общины, а впоследствии переименовали в «монумент Воинам Советской армии, оккупировавшим Таллин» [5]. Западные русофобы и националисты таким способом боролись с историей, а как назвать чиновников, которые стремятся уничтожить собственную культуру, в частности убрать «куда подальше» памятники лучшим ее представителям – Рерихам? И как впоследствии они захотят «переименовать» уникальное творчество Рерихов? Или вообще постараются сделать так, чтобы о нем забыли в России? О таких подробностях корреспондентка «ТВ Россия 24» вряд ли задумывалась, а если и думала, то все равно постаралась бы скрыть, поскольку это не соответствует основной цели заказного сюжета. Равно как и то, что Международный Центр Рерихов, будучи единственным хозяином этих памятников, сейчас нигде не сможет их установить, и в лучшем случае они попадут на склад, где задержатся на неопределенное время. Очевидно, на такой конец и рассчитывают чиновники. Любым способом они постараются обязать собственника – Центр Рерихов – демонтировать возведенные им памятники, как это бывает, например, с незаконно построенными гаражами или ларьками. Иными словами, чиновники хотят руками самого МЦР ликвидировать последний оплот нахождения общественного Музея Рериха в Усадьбе Лопухиных, что, по сути, является циничным и аморальным. Правда, большинству думающих людей России давно ясно, что для компании Мединского, гараж или памятник – все едино, да и дальнейшая судьба монументов Рерихов на самом деле их мало заботит.

Но вот еще одна сложность – в мемориале Н.К. и Е.И.Рерихов в титановых капсулах находится прах супругов. Когда-то они мечтали упокоиться на Родине, поэтому, выполняя волю своих родителей, С.Н.Рерих передал часть праха вместе с наследием, уверенный, что через некоторое время над ним воздвигнут мемориал. МЦР выполнил эту волю Рерихов и тем самым усложнил жизнь чиновникам, сделав их желание избавиться от мемориала еще более циничным и безобразным. Согласно заданию, Зинаиде Курбатовой нужно было оправдать и это, поэтому она заверила телезрителей, что и с прахом также все будет в порядке, «ведь переносили же гробы с одного места на другое. Могилу Александра Блока перенесли со Смоленского кладбища на Литераторские мостки, дважды хоронили Николая Гоголя» [2], в общем, Рерихи – не первые и не последние, чего возмущаться. Но заметим, что перезахоронения этих выдающихся людей были торжественными и места им отводились почетные. В нашем же случае ни корреспондентка, ни чиновники о таких почестях в отношении Рерихов даже не заикнулись. Поэтому большое спасибо правозащитнику Еве Меркачевой, которую это сладкое убаюкивание Зинаиды Курбатовой не успокоило, и она выказала недоверие обещаниям чиновников, которые уже не раз их нарушали [2]. Не верят Минкульту и известный публицист Глеб Павловский, откликнувшийся на статью в «Новых известиях», и Юрий Самодуров, и еще много других людей, уважающих вклад Рерихов в мировую культуру.

Последним, по мнению журналистки, убийственным аргументом было то, что все, кто выступают в защиту памятников Рерихам, «люди с подвижной психикой» [2]. Здесь в роли психиатра-эксперта выступил все тот же Тигран Мкртычев. Действительно, с точки зрения нормального Мкртычева, сотрудники МЦР и поддерживающая их общественность выглядят, мягко говоря, странными. Сам он, будучи неисправимым прагматиком и приписывая даже Николаю Рериху эти свои качества, не может понять, как могли люди, не облеченные властью, в лихие 90-е без копейки государственных средств восстановить из руин памятник архитектуры XVII–XIX веков – Усадьбу Лопухиных, а потом открыть в ней не гостиницу или ресторан, а музей. Да еще за годы своего существования не продать ни одной картины Рерихов, наоборот, возвращать их в Россию десятками. Только у людей с подвижной психикой, с точки зрения музейного работника Мкртычева, в музейных хранилищах МЦР мог быть такой идеальный порядок, какой редко встретишь даже в крупных столичных музеях, а посещаемость намного превышала показатели филиала, который он сам сейчас возглавляет.

К сожалению, в нашем мире, где все перевернуто с ног на голову, нормой поведения считаются подлость и воровство, а бескорыстие, честь и совесть всего лишь красивыми архаизмами. Тех, кто следует высоким идеалам, Т.К.Мкртычев и ему подобные считают людьми с подвижной психикой. Но история утверждает, что именно на плечах этих бесстрашных подвижников и держится мир. К таким личностям относился и Д.С.Лихачев.

По иронии судьбы автор этого сюжета Зинаида Курбатова приходится внучкой знаменитому академику. Кому, как не ей, знать, что всю свою жизнь ее великий дед, как и Н.К.Рерих, посвятил защите культуры. Дмитрий Сергеевич никогда не боялся и горячо поддерживал культурные инициативы общественности. С радостью приветствовал он создание Советского фонда Рерихов, впоследствии переименованного в МЦР, и высоко оценивал деятельность этой организации. Вплоть до своей смерти Дмитрий Сергеевич Лихачев писал письма сильным мира сего в защиту ее законных прав [6]. Так, в 1993 году он обращался к президенту России Б.Н.Ельцину: «Прошу Вас поддержать волю Святослава Николаевича Рериха, передавшего творческое наследие семьи Рерихов Международному Центру Рерихов в лице его вице-президента Л.В.Шапошниковой.

Полностью солидарен с принципиальной позицией Рерихов о необходимости развития новых общественных форм сохранения и использования культурного наследия.

Считаю несостоятельными посягательства Министерства культуры или других ведомств и организаций на законные права Международного Центра Рерихов, ведущего очень необходимую многим странам культурно-просветительскую и научную работу».

Еще одно письмо тому же адресату было направлено уже в 1997 году:

«Обращаюсь к Вам снова с просьбой оградить Международный Центр Рерихов (неправительственную организацию при ООН) от очередных посягательств на “Усадьбу Лопухиных” (Малый Знаменский пер., д. 3/5), переданную ему в долгосрочную аренду на основании постановления Правительства Москвы № 812 от 03.10.95 г. Более того, целесообразно на Федеральном уровне подтвердить это постановление, чтобы и впредь в ведомственных кабинетах разного уровня не возникало искушений учреждать Государственный Музей Н.К.Рериха – филиал Музея искусств народов Востока, посредством разрушения хорошего Общественного Музея Н.К.Рериха и Культурного Центра, созданных Международным Центром Рерихов, просветительская деятельность которого воодушевляет сотни культурных организаций в России и далеко за ее пределами».

Как известно, то, на что не решилось правительство Б.Н.Ельцина, сделал В.Р.Мединский, и уже сотни тысяч писем общественности в адрес президента В.В.Путина остались без ответа.

Вопреки мнению Д.С.Лихачева деятельность Международного Центра Рерихов была оценена его внучкой Зинаидой Курбатовой как сектантская, а содержание усадьбы как неудовлетворительное, притом что в сюжете были показаны отреставрированные залы общественного Музея и его экспозиции. Ныне все это варварски уничтожено: яркие обои закрасили унылым серым цветом, часть музейных предметов находится неизвестно где, а в исторических подвалах из-за отключенного оборудования сырость.

Знает ли историю МЦР и о деятельности Д.С.Лихачева в его защиту Зинаида Курбатова, которая, по ее же словам, ценит память своего деда и даже пытается увековечить ее, создав музей его имени [7]?

Ясно одно, что по каким-то причинам она не захотела разобраться в ситуации с МЦР и бросила свой камень в ту организацию, которую поддерживал и защищал ее дед.

Свое последнее письмо Министру культуры РФ В.К.Егорову в защиту МЦР Д.С.Лихачев написал в феврале 1999 года, т.е. за полгода до своей кончины. Тогда как раз отмечалось 125-тилетие со дня рождения Николая Рериха, и в честь этого события в Москве состоялось торжественное открытие мемориала Рерихам [8]. В 2019 году будет праздноваться 145-тилетие великого сына России. Неужели по воле чиновников юбилейный год ознаменуется разрушением мемориала Рерихам и памятников другим выдающимся членам его семьи? Это зависит по-прежнему от всех честных людей, но может ли мы теперь отнести к ним Зинаиду Курбатову?

Правдолюб

Примечания

1. Рерихов – за ворота. Минкульт избавляется от мемориала с прахом художников // Новые Известия (сайт). Режим доступа: https://newizv.ru/news/politics/13-11-2018/rerihov-za-vorota-minkult-izbavlyaetsya-ot-memoriala-s-prahom-hudozhnikov

2. Международный центр Рериха ждет новая жизнь // Вести.RU (сайт). Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3083225

3. Требование ГМВ от 19.09.2018 г. № 787/1-25 // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/trebovanie_gmv_787.pdf

4. Нужны ли России Рерихи? // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5975.

5. Десять лет спустя: в Таллине вспоминают перенос Воина-освободителя и погромы // НТВ (сайт). Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/1800888/

6. Письма Д.С.Лихачева в защиту Музея // Сохраним Музей Рериха (сайт). Режим доступа: https://www.save-roerich-museum.ru/people/dmitry-lihachev/

7. Внучка за деда: откровенный рассказ Зинаиды Курбатовой о наследстве Дмитрия Лихачева // Собака (сайт). Режим доступа: http://www.sobaka.ru/city/society/60491

8. Рерихи. Открытие мемориала на территории Общественного музея имени Н.К.Рериха. Фрагменты фильма Луизы Тележко «У порога Нового Мира» // Youtube (сайт). Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=F_JcaU[kdMHs

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *