Особенности национального сохранения памятников истории и культуры

01.04.2019

О том, что усадьба Лопухиных является жемчужиной среди старинных усадеб Москвы, хорошо известно и архитекторам, и искусствоведам, и краеведам. Не бывает дня, чтобы мимо ее ворот не проходила группа туристов, ведомая сладкоречивым гидом, расписывающим все достоинства этого памятника.

И действительно, богатое историческое прошлое, связанное с именами первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, Екатерины Великой и ее фаворита князя Потемкина, семьи Протасовых нашло свое отражение в архитектуре усадебного комплекса. Строгие классические формы фасада главного здания, встречающего всех приходящих, исчезают, стоит только пройти в его внутренний двор. Там открывается белокаменное Красное крыльцо, ведущее на второй парадный этаж боярских палат XVII века. А когда в Храме Христа Спасителя начинают звонить колокола и их звук серебристым переливом долетает до этого уединенного уголка, тогда, кажется, само время вот-вот повернется вспять.

Но ведь всего этого могло и не быть. В заключении специалистов о состоянии усадьбы Лопухиных на 1993 год говорилось буквально следующее: «Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит “оторвался” от здания и наклонился. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации» [1]. Иными словами, уже в начале 90-х годов прошлого века усадебный комплекс находился в руинированном состоянии, а что значит слово «руины», читателям хорошо известно. Если бы тогда выдающийся художник С.Н.Рерих, передавший богатейшее наследие семьи Рерихов России, не выбрал усадьбу Лопухиных для будущего общественного Музея имени Н.К.Рериха, мы бы не любовались сейчас достоинствами уникальной усадьбы. И если бы МОО «Международный Центр Рерихов», получив ее от Правительства Москвы сроком на 49 лет, не взялась (без всякого государственного финансирования) за такое, с точки зрения практичного человека, безнадежное дело, как восстановление этих исторических руин, экскурсоводам сегодня нечего было бы показывать.

Противоположным примером служит соседняя усадьба Вяземских. Ее ГМИИ им. Пушкина безуспешно реставрирует уже пять лет [2]. Несмотря на государственное финансирование, эта часть так называемого музейного городка с каждым годом выглядит все хуже и хуже и теперь оставляет впечатление здания, в которое еще во времена Великой Отечественной войны попал вражеский снаряд. Сдача усадьбы сначала планировалась в 2018 году, теперь отодвинулась на 2022 год, но, по свидетельству очевидцев, работы в ней уже давно не ведутся, а куда ушли выделенные средства, Минкульт выяснять не спешит. Возможно, пролить свет на причины такого долгостроя мог бы заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по капитальному строительству Игорь Погребинский. По сведениям РБК, в 2014 году он заработал 230 млн. руб., больше всех среди деятелей культуры России, но на контакт с журналистами он тогда так и не пошел [3]. Сегодня этот «опытный человек», по отзывам директора ГМИИ Марины Лошак, продолжает так же успешно возглавлять строительство многострадального музейного городка [4].

К счастью усадьбе Лопухиных повезло намного больше, чем ее соседке усадьбе Вяземских. Генеральный директор общественного Музея Л.В.Шапошникова при поддержке меценатов и общественности за 4 года в лихие 90-е отреставрировала ее главный дом. В 1997 году там открылся общественный Музей имени Н.К.Рериха. (Далее…)

Источник: сайт МЦР

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *