22.11.2017. Сергей Скородумов, Ян Сомов.
«Первый и единственный параграф этого устава гласил так:
«Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие,
то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие,
сделавшись невидимым,много тебя в действии облегчит».
М.Е.Салтыков-Щедрин. История одного города
«Нам никто не мешает перевыполнить наши законы»
Еще совсем недавно общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) гостеприимно встречал посетителей в московской усадьбе Лопухиных. Сюда приезжали люди из разных стран, чтобы полюбоваться картинами великого Мастера живописи, познакомиться с научно-философскими идеями космической эволюции, принять участие в ежегодных международных научных форумах. По вечерам выдающиеся музыканты устраивали в зале Святослава Николаевича Рериха концерты классической музыки…
Сейчас ничего этого уже нет. Полгода назад под руководством чиновников Министерства культуры РФ общественный Музей МЦР был захвачен и объявлен государственным музеем Рерихов – филиалом Государственного музея Востока (ГМВ). По всей вероятности, чиновники очень старались следовать девизу своего высокопоставленного коллеги Виктора Черномырдина: «Нам никто не мешает перевыполнить наши законы».
Таких странных учреждений культуры мир еще никогда не видел и вряд ли когда-нибудь увидит. Попасть в него не так-то легко. Строгой охране дано указание без предварительной записи не впускать никого даже на территорию усадьбы. Надо полагать, международные права человека на участие в культурной жизни, в том числе на доступ к культурному наследию, здесь никто соблюдать не собирается [1].
Стоит ли после этого удивляться, что на проведенной чиновниками с 6 по 26 октября 2017 года первой и единственной в новом государственном музее выставке «Свет с Востока» за 20 дней побывало всего лишь 240 посетителей [2]? В среднем по 12 человек в день. Вероятнее всего, в это число входит и персонал нового госучреждения.
По оценкам директора ГМВ А.Седова государственный музей Рерихов потребует дополнительного финансирования в размере 36 миллионов рублей в год [3]. Зачем чиновникам понадобилось разрушать успешно работавший без государственных дотаций общественный Музей имени Н.К.Рериха и создавать на его руинах новый музей строгого режима, обычному человеку понять невозможно. Постараемся во всем этом разобраться по порядку.
Передавая наследие своей семьи на Родину, Святослав Николаевич Рерих выдвинул два обязательных условия. Во-первых, создаваемый Музей имени Н.К.Рериха должен иметь только общественный статус, во-вторых, размещаться в московской усадьбе Лопухиных. Правительство предоставило Святославу Николаевичу все необходимые гарантии [4].
За четверть века под руководством Л.В.Шапошниковой, Генерального директора и доверенного лица С.Н.Рериха, общественный Музей имени Н.К.Рериха стал настоящим магнитом красоты и новой науки. С каждым годом расширялось сотрудничество с передовыми учеными, деятелями культуры и представителями общественности. Выставку Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» приняли 17 стран мира. За этот проект планетарного масштаба МЦР был номинирован на Нобелевскую премию мира. Многогранную миротворческую деятельность МЦР поддержали Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, МИД РФ в лице министра С.В.Лаврова и постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина, а также руководители других авторитетных международных организаций.
Никто даже и предположить не мог, что предоставленные С.Н.Рериху правительственные гарантии с легкостью пересмотрит и грубо нарушит всего лишь один государственный чиновник – министр культуры Владимир Мединский, а история с наследием Рерихов приобретет криминальный характер.