05.05.2020
Юрий Самодуров правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова
До выхода из карантина и возвращения к нормальной жизни еще очень далеко, но одним из элементов нормальной жизни, к которой мы все хотели бы вернуться, является для меня борьба за общественный музей имени Рериха поэтому предлагаю заметку об этом вопросе.
Полагаю, что в конечном счете мотив уничтожения Общественного музея имени Рериха и его экспозиции идеологический. Об этом и хочу написать.
После октябрьской революции советская власть закрыла и уничтожила все негосударственные музеи и другие негосударственные учреждения культуры (библиотеки, театры, учебные заведения), поскольку искусство и культура должны были «принадлежать народу». Через несколько лет по идеологическим мотивам «второго порядка» огромное количество произведений французских и немецких импрессионистов и т.д. из собраний Щукина, Морозова и т.д. в советских государственных музеях перестали экспонировать и на десятилетия уложили в запасники как «упаднические» .
С приходом Ельцина положение изменилось
В результате перестройки и после Горбачева в нашей стране инициативным образом были созданы и существует довольно много частных, небольших музеев историко-мемориально-бытового плана. Значительно позже возникли и несколько довольно крупных частных художественных музеев. Например, это частные Музей русской иконы (открыт в 2006), Институт (музей) русского реалистического искусства (открыт в 2011) , Музей АZ (музей Анатолия Зверева, открыт в 2015), Музей русского импрессионизма (открыт в 2016) .
Но первый в стране негосударственный художественно-исторический музей был открыт в первые годы после перестройки в 1993 году. Это был Общественный музей имени Н.К.Рериха, созданный Международным Центром Рерихов в Москве, в бывшей усадьбе Лопухиных рядом с Государственным музеем искусств имени Пушкина. Общественный музей имени Н.К.Рериха успешно действовал с 1993 по 2017 год. Он был уничтожен «позднепутинским» министром культуры Мединским.
Иными словами, многое из того, что в СССР было идеологически недопустимым в сфере политики, культуры и религии стало возможным в горбачевскую и ельцинскую эпоху. А многое из того, что идеологически допускалось в ельцинскую эпоху становится и снова стало недопустимым во время правления Путина. Говорю об этом, потому что именно сужение рамок допустимого в сфере идеологии в позднепутинскую эпоху определило, по-моему, трагическую судьбу Общественного музея имени Н.К.Рериха.
Полнота представления наследия семьи Рерихов в советских и российских музеях всегда была под вопросом
Имя и картины художника Николая Рериха (1874-1947) всегда были хорошо известны и высоко ценились в нашей стране — и в советское время и сегодня. Несколько его картин на темы русской истории и не только я со времени своего детства (мой год рождения 1951) всегда мог и могу видеть сегодня в Третьяковке, а несколько десятков очень любимых мной с юности картин его «гималайской серии» я множество раз ходил смотреть в Музей искусств народов Востока, когда он размещался в здании закрытой церкви на ул. Обуха.
В СССР художественное наследие Николая Рериха показывалось и представлялось в Третьяковке как: а) как патриотическое – это его картины на сюжеты русской истории, а также древнерусской архитектуры; и б) как таинственно поэтические, представляющие зрителям возможность наслаждаться разгадыванием тайн Востока.
Вот как о «втором» направлении в творчестве Рериха говорится в буклете Третьяковской галереи 1989 года издания: «Н.Рерих. Из собрания государственной Третьяковской галереи», автор-составитель А.М.Лукашов (М. Изобразительное искусство, 1989 , тираж 100000): «Художник как бы заставляет зрителя напряженно отгадывать, выискивать нечто в изображении через названия картины и постепенно погружает его в мир новых, неведомых образов («Майтрейя», «Гэсер», «Шамбала», «Чэнрэзи», «Гуга Чохан» и так далее). Рерих пишет картины-шифры каких-то странных, загадочных понятий и символов. В них ответы художника на те задачи и цели, что он преследовал на Востоке, или вопросы бращенные к будущему».
Еще два примера отношения в советское время к «тайнам Востока» в картинах Рериха.
В 1970 году Л.Юферова во вступительной статье к великолепному альбому «Николай Рерих» (это папка с 42 репродукциями картин Рериха, с аннотациями А.Лукашова, М., Гознак, 1970, тираж 25000) представила «гималайскую серию» картин Рериха в идеологически «стерильном» контексте: «Картины Гималайской серии Н.К.Рериха – это великий вклад старейшего русского художника в историю отечественного искусства, это одна из самых ярких и лучших его страниц. Это великолепные реалистические картины, одухотворенные верой в гуманистический светлый идеал, исполненные в традициях русской демократической школы живописи, прошедшей в лице Н.К. Рериха через тяжкие испытания эпохи кризиса живописи и долгих лет вынужденной разлуки с Россией».
В 1978 году издательством «Изобразительное искусство» была опубликована книга «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей» (М., тираж 30000, 64 иллюстрации, в т.ч. 40 цветных). В книге помещены статьи 22 авторов. Как и вышеупомянутые издания этот сборник у меня есть. Полностью я его не читал, но в тех статьях, что сейчас просмотрел по интересующему меня вопросу нет ни одного слова о том, что впервые стало (теперь уже было) возможно увидеть и узнать в экспозиции общественного музея имени Н.К.Рериха. Нельзя увидеть это и Нью-Йоркском музее Рериха, который я посетил два года назад.
Выскажу рискованное утверждение
Я думаю, что с точки зрения российского Министерства культуры под управлением Мединского, дирекции Государственного музея искусств народов Востока и большого числа российских музейщиков объединенных в Союз Музеев России (председателем Союза является Михаил Пиотровский) наследие Николая Рериха надо показывать в отечественных музейных экспозициях и публикациях так же как и в советское время без обращения к философско-этической системе ЖИВОЙ ЭТИКИ (Агни-Йога) , которую создала в 1920-1930-х годах Елена Рерих в сотрудничестве с духовными Учителями Востока. О том, что ЖИВАЯ ЭТИКА (Агни Йога) оказала влияние на образность, эстетику и сюжеты, иными словами на визуально-духовное содержание большого числа картин Рериха с «новыми неведомыми образами» и на одухотворенность картин гималайской серии, российские искусствоведы ни раньше, ни сегодня не говорили и не говорят, но и не спорят с этим. Эта характеристика положения и есть то рискованное утверждение, которое представляется мне правильным.
Я не искусствовед, а просто поклонник и любитель картин Николая Рериха. Мне нравятся рериховские картины и раннего и «восточного периода» его творчества с «новыми неведомыми образами» и я очень люблю картины его гималайской серии. Об учении ЖИВАЯ ЭТИКА (Агни-Йога), о Шамбале, Майтрейе, Великих Махатмах ничего не знаю, точнее, знаю исключительно понаслышке и никогда книгами ЖИВОЙ ЭТИКИ созданными Еленой Рерих и изданными Общественным музеем имени Рериха и не только им (например, в моей домашней библиотеке есть книга «Николай и Елена Рерих. Агни Йога. Глаз добрый. Легенды, притчи, сказки», издательство «АСТ», 2019, тираж 2000) всерьез не интересовался, один раз открыл, но «не пошло».
Мне и, думаю, огромному числу людей очень нравилась великолепная музейная экспозиция общественного музея имени Рериха (смотрел ее несколько раз). Она была яркой, очень содержательной и очень интересной. В экспозиции было не только много картин «гималайской серии» Николая Рериха но и множество материалов о путешествиях семьи Рерихов по Алтаю, Монголии, Тибету, личные вещи и документы членов семьи, карты, фотографии, экспедиционное снаряжение, огромный, размером в несколько квадратных метров рельефный макет Евразийского континента с маршрутом экспедиций Рериха, редкие книги, тибетские письмена и буддийские реликвии и т.д. Тем не менее, в этом очень интересном и насыщенном экспонатами музее я невольно обратил внимание на то, что не видел и не встречал никогда и нигде раньше – «горку» со скульптурными бюстами «Вестников космической эволюции» среди которых были Эхнатон, Сократ, Будда, Христос, В.Соловьев, Эйнштейн, Циолковский, Вернадский и другие (пирамида с бюстами находилась в одном из первых залов) , а в одном из последних залов на экспозицию посвященную почитанию духовных Учителей Востока (Махатм) с их фотопортретами и красивыми подсвеченными кристаллами минералов, создающими необычную атмосферу.
Популяризация ЖИВОЙ ЭТИКИ в российском обществе и Общественном музее имени Н.К.Рериха, издание МЦР книг ЖИВОЙ ЭТИКИ, образов МАХАТМ и каких-то «Вестников космической эволюции» в его экспозиции — вы этого хотите? И Вы хотите, чтобы Минкультуры с этим согласилось? Да это почти то же самое, как если бы администрация Кремля и руководство РПЦ спокойно относились к выступлениям в России американских религиозных проповедников или не обращали внимания на существование общин Свидетелей Иеговы (организация запрещена в РФ). Да,мы знаем, что и выступления американских миссионеров и свободное, легальное существование общин Свидетелей Иеговы (организация запрещена в РФ) в конце 1990-х –начале 2000-х в России допускалось и что Общественный музей имени Рериха был совершенно законно открыт в 1993 году и успешно работал до 2017 года, но сейчас эту идеологию мы допустить не можем ! – приблизительно такой диалог я воображаю себе с каким-нибудь из нынешних зам. министров или министром культуры РФ (если бы попал к кому-нибудь на прием).
Каков же вывод?
Путинские министры культуры, начиная с Мединского, позволяют негосударственным музеям существовать и «терпят их» до тех пор, пока музейные экспозиции не выходят за рамки идеологии и политики допускаемой кремлевской администрацией. А эти рамки, как мы видим, постоянно суживаются. Поэтому и для министерства культуры РФ, и для руководства Государственного музея искусств народов Востока, и для директора Эрмитажа Михаила Пиотровского (поддержавшего уничтожение Общественного музея имени Николая Рериха) и для директора ГМИИ Марины Лошак, в руках которой сейчас оказалось здание усадьбы Лопухиных отреставрированное МЦР на частные пожертвования восстановление Общественного музея имени Н.К.Рериха неприемлемо. Отказаться от этого здания, как от чужого имущества дирекции Государственного музея искусств народов Востока, а затем директору ГМИИ Марине Лошак не пришло в голову.
Я думаю, что среди мотивов уничтожения государством экспозиции общественного Музея имени Рериха помимо желания Минкультуры и Музея искусств народов Востока получить «на халяву» огромную и очень дорогую часть художественного наследия и архив семьи Рерихов, скорее всего , хотя об этом и не пишут и не говорят, играет значимую роль идеологическое неприятие Минкультуры и РПЦ одной из принципиальных идеологических составляющих деятельности общественного музея имени Н.К.Рериха , а именно популяризации им духовной системы АГНИ-ЙОГА (ЖИВАЯ ЭТИКА), о которой чиновники хотя и слышали, но знают не больше моего. Руководство РПЦ , видимо, тоже приложило руку через чиновников Минкультуры к уничтожению Общественного музея имени Н.К.Рериха, поскольку в своей экспозиции и в своих публикациях музей связь Рерихов с учением ЖИВОЙ ЭТИКИ (Агни-Йога) не скрывал, а открыто ее показывал и популяризовал..А в РПЦ АГНИ-ЙОГУ , видимо, считают чем-то близким к язычеству и сатанизму, по крайней мере так написал дьякон Андрей Кураев в двухтомнике «Сатанизм для интеллигенции».
Тем не менее руководители МЦР с поддержкой участников рериховских обществ и не очень большого числа людей не имеющих отношения к рериховскому движению продолжают бороться за восстановление Общественного музея имени Н.Рериха и за музейный показ и популяризацию всей полноты жизни и наследия семьи Рерихов, включая их мировоззренческие и философско-этические взгляды и показ в экспозиции материалов свидетельствующих об их глубоком интересе к восточной философии, к ЖИВОЙ ЭТИКЕ, к МАХАТМАМ (для меня неважно миф они или нет), указания которых, как считается, записывала Елена Рерих и к которым прислушивался Николай Рерих.
На стороне Международного центра Рерихов ПРАВО НА ПРАВДУ и ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ, а также ПРАВО НА ВЛАДЕНИЕ по распоряжению Святослава Рериха значительной частью художественного наследия семьи, а также архивом и мемориальными вещами семьи Рерихов, которые Святослав Рерих передал МЦР с условием , что они будут храниться и будут представлены в России в ОБЩЕСТВЕННОМ, а не государственном музее. Чиновники Моссовета показали и предложили Святославу Рериху в качестве места для создания Общественного музея Рериха бывшую усадьбу Лопухиных и он остановил на ней свой выбор, а Горбачев и впоследствии Ельцин выполнили обещание С. Рериху передать ее Международному центру Рерихов.
Я искренне желаю МЦР успеха и стремлюсь его поддержать!
Одним из фактов продолжающейся борьбы за возвращение наследия семьи Рерихов Международному Центру Рерихов, переданного МЦР Святославом Рерихом, является переписка с Администрацией президента по этому вопросу, не занимающего никаких постов гражданина Сергея Николаевича Согрина, на который ниже дана ссылка. Пройдя по ней, вы увидите фотографию усадьбы Лопухиных до того, как ее отреставрировал МЦР, ее фотографию после ремонта, фотографии части уничтоженной экспозиции и нынешнее запустение в помещениях усадьбы, в которой в 1993-2017 годах располагалась экспозиция общественного музея имени Николая Рериха.